Телефон: 8 (908) 124-17-86; Email: info@bzplan.ru

Перспективы малого бизнеса на рубеже 10 – 20-х годов

Енютин А.Н., эксперт по бизнес-планированию.

По роду своей основной деятельности (бизнес-планирование) мы взаимодействуем в большинстве своем с представителями малого предпринимательства, запускающими новые инвестиционные проекты. В этом посте я поделюсь своими наблюдениями о том, что сегодня происходит с малым бизнесом в России и дам свой прогноз по его развитию.

В последние 2-3 года мы наблюдаем постепенное сокращение доли малого бизнеса в структуре поступающих нам заказов, что свидетельствует о наметившемся тренде снижения предпринимательской активности.

В первую очередь, хотелось бы поговорить о факторах, повлекших «просадку» малого бизнеса, который до последнего времени развивался довольно динамично. С моей точки зрения, здесь имеет место множество причин, основными из которых являются:

1. Насыщенность рынков

Большинство представителей малого бизнеса работают в массовых сегментах, таких как торговля, сфера услуг, общепит и др. Конкуренция в этих нишах сегодня настолько высока, что нужно много раз подумать, прежде чем сюда заходить. Раньше работала модель, когда можно было зайти в массовый сегмент со стандартным проектом и заранее понятным набором действий и, если не совершать больших ошибок, то вполне можно было рассчитываться на приемлемый результат. Примерно в первой половине 10–х годов эта модель сломалась. В каких-то отраслях это произошло раньше, в каких-то позже, но  эта тенденция актуальна для всех массовых ниш. Теперь предпринимателям с существенным опытом работы в своих отраслях нужно «пахать с утра до ночи», чтобы обеспечить минимальный уровень рентабельности, новичкам же приходится еще тяжелее.

2. Развитие сетей и автоматизация процессов

В большинстве массовых ниш сформировались крупные игроки, которые существенно меняют правила игры на этих рынках, а зачастую и вовсе зачищают его от малого бизнеса, который попросту не может выдержать с ними конкуренции. В качестве примера можно рассматривать продуктовый ритейл, где сегодня сети вытеснили малый бизнес, хотя еще 10 лет назад ситуация была иной. Похожая ситуация, но с некоторым временным отставанием, наблюдается в общепите и других нишах. Этому сложно что-то противопоставить, так как сети просто оказываются более эффективными в конкурентной борьбе. Они разрабатывают бизнес – модель, которую потом масштабируют на новые территории, располагают не сопоставимо большими финансовыми ресурсами, внедряют системы автоматизации и т.п. В этих условиях конкурировать с сетями очень сложно и часто просто не имеет смысла.

3. Снижение государственной поддержки

Эта причина многим покажется наиболее странной на фоне запуска национального проекта поддержки малого и среднего предпринимательства, задачей которого является увеличение удельного веса малого бизнеса в структуре экономики. Еще в конце нулевых – начале десятых годов государство расходовало большие деньги на субсидирование малого бизнеса. Сегодня же это делается более точечно, поддержку в основном получают перспективные с точки зрения государства отрасли (инновации, социальное предпринимательство, ряд направлений сельского хозяйства и др.). Помимо этого, следует отметить отмену ЕНВД, требования по установке онлайн – касс и прочие меры, которые ведут к увеличению налоговой и финансовой нагрузки на малый бизнес. Все это не говорит, что государству не нужно малое предпринимательство, скорее, есть понимание, что далеко не в каждой нише оно эффективно, и поддерживать его будут только там, где оно помогает решать какие-то задачи.

4. Проблемы в экономике

Многие считают этот фактор самым существенным для малого бизнеса, так как с 2014г. наша экономика и доходы населения практически не растут. Я же умышленно поставил его на последнее место. И дело тут вовсе не в том, что он мало влияет. Он влияет и очень сильно, но если смоделировать продолжение роста экономики на период после 2014г. докризисными темпами, то это не спасло бы малый бизнес от текущего кризиса, просто отсрочило бы его на какое-то время.

Это далеко не полный перечень причин, по которым я смотрю довольно скептически на перспективы малого предпринимательства.

Значит ли это то, что я бы не рекомендовал сегодня заниматься малым бизнесом. Конечно же, нет. Просто поменялось время, и вместе с ним ушла эпоха высоко рентабельного малого бизнеса в массовых нишах. Сейчас я бы рекомендовал заходить в узкоспециализированные ниши, где еще не такой плотный уровень конкуренции и нет крупных игроков, которые в перспективе способны подмять под себя весь рынок. Ну и, конечно же, всегда будут иметь шансы на успех нестандартные бизнес идеи, которые способны внести что-то новое в сложившиеся рынки или повысить эффективность работы.

Напоследок хотелось бы пожелать всем успехов в предпринимательских начинаниях.

И пусть наступающий год станет для Вас прорывным!